Философский словарь - хайдеггер

Страх как модус расположения Феномен страха поддается рассмотрению в трех аспектах: Эти возможные и взаимопринадлежные аспекты не случайны. С ними выходит на свет структура расположения вообще. Анализ восполняется указанием на возможные модификации страха, касающиеся конкретно различающихся структурных моментов в нем. Что принадлежит к страшному как таковому, встречающему в страхе? Перед-чем страха имеет характер угрожаемости. Оно показывается внутри определенной взаимосвязи имения-дела. Эта вредоносность нацелена на определенный круг могущего быть ею задетым.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние.

Хайдеггер замечает: «причина страха — мир как таковой»“. И, хотя О страхе Хайдеггер пишет следующее: «перед чем страх страшится, есть само .

Перейти к загрузке файла Введение Упоминание об экзистенциализме или"философии существования" впервые появилось в конце х гг. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Ясперс - в Германии, Ж. Марсель - во Франции. Тип философствования отличался от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций.

Хайдеггер Мартин 26 сентября — 26 мая , немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой.

Христианство и страх - Свидетельства - Михаил Гефтер. Напротив, Хайдеггер также указывает на недостаток любви и чувство вины.

Мартин Хайдеггер - — известный немецкий философ века. Произведения великого философа, имели огромный успех при его жизни и продолжают оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Под влиянием Хайдеггера формировалось мышление Ж. Сартра, Гадамера, отчасти — А. Ортеги-и-Гассета, а также ряда менее известных философов Германии и за её пределами. Книги Хайдеггера имеют вид произведений вневременного характера. Тщательный текстологический анализ его текстов позволяет выявить ту специфическую духовную традицию, на которую он опирается: Очарование хайдеггеровской мысли огромно.

Человек, однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая участь постигла в Германии многих.

Экзистенциализм и бессмертие души, бытие-к-смерти и вопрос о т.н."реинкарнации"

Эта достоверность — что умирая, я есмь я сам. Если такого рода заостренные формулы вообще что-то значат, то адекватное высказывание, затрагивающее вот-бытие в его бытии, должно было бы гласить: Недостоверность, посредством которой вот-бытие скрывает от себя изначальную достоверность своего собственного бытия, закрепляется также тем, что мы как бы производим расчеты, и они — сообразно общим меркам, сообразно тому, как принято видеть веши, — показывают, что в данный момент ожидать смерти нет никаких оснований.

Мы в известном смысле просчитываем возможный приход смерти и при этом не замечаем, что неопределенность ее прихода, то обстоятельство, что она может прийти в любой момент, сущностным образом принадлежит ее достоверности. Позитивно эта неопределенность момента смерти означает возможность ее прихода в любой момент; она ни в коей мере не ослабляет достоверность ее прихода, напротив, именно она впервые придает ей остроту и характер предельной и постоянной возможности, в качестве которой существует вот-бытие.

Обе эти характеристики смерти — абсолютная достоверность и неопределенность этой достоверности — составляют ее способ бытия в качестве возможности.

Рецензии и отзывы на книгу"Бытие и время" Мартин Хайдеггер. Написать Можно прочитать"Страх и трепет","Понятие страза","Болезнь к смерти" и.

Отто Фридрих Боллноу критикует Хайдеггера как раз за то, что он свел всю фундаментальную онтологию к единственному настроению, а именно к ужасу Примечательно, что Хайдеггер затем анализировал целый ряд разных настроений, в то время как Боллноу вплотную приблизился к скуке и пытался ее препарировать Лично я, в свою очередь, должен признаться, что никогда не имел собственной позиции по отношению к анализу ужаса Хайдеггера, просто потому что сам я не обладал серьезным опытом этого чувства.

Именно это я и отмечаю, когда читаю лекции о Хайдеггере. Ужас, кстати, представляется относительно неведомым феноменом для студентов. Со скукой все обстоит иначе. Скука кажется к тому же более длительным по протяженности времени феноменом, чем ужас. Так или иначе, ужас не может длиться долго, но скука порой представляется бесконечной. Или, выражаясь языком самого же Хайдеггера: Хайдеггер считает, что необходимо пробудить основное настроение для философствования, и это настроение уже присутствует, но оно дремлет То есть настроение требует состояния бодрствования.

Учение о бытии М. Хайдеггера

Однако экзистенциалистом можно считать Хайдеггера с большой натяжкой, хотя понятие экзистенции и ряд экзистенциальных понятий, близких по значению к понятиям философии Кьеркегора у Хайдеггера несомненно наличествуют. Различие лежит в том, что Кьеркегор осмысляет проблему человеческого существования, проблему индивидуальной человеческой экзистенции, а Хайдеггер ведет речь о смысле бытия вообще и способе бытия того сущего, которое способно задать себе вопрос о смысле бытия.

Поэтому философские построения Хайдеггера являются, прежде всего, онтологией, тогда как у Кьеркегора онтологических построений нет.

Ангелам страх не ведом. Настроенности подвержены даже Животные Поэтому нет пути от Хайдеггера к философской антропологии»3. Насколько.

Хайдеггер хайдеггер Мартин род. Ученик и последователь Гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все дальше и дальше. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им т. С точки зрения фундаментальной онтологии Хайдеггера практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытияв-мире выступают как"имеющиеся под рукой", а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение , которые только созерцаются, выступают просто как"наличные".

На каком основании мы говорим о сущем, а не о ничто? Отвечая на этот вопрос, Хайдеггер примыкает к Кьёркегору.

Концепция"Двух продолжений"

Фрумкиным Сущее - все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем отношение. Присутствие - сущее, понимающее бытие. Экзистенция - бытие, к которому присутствие относится как к своему.

разделе «Экзистенциализм о страхе» и работе Е. Торчинова «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур». Либо.

Хайдеггер и восточная философия: Противопоставляя два настроения — ужас и страх — Хайдеггер показывает собственный и несобственный способ бытия в прошлом. . В ужасе возвращается к себе самому — познает себя в своей конечности. Возвращение к себе самому Хайдеггер именует повторением. Временность падения, по Хайдеггеру, выражается в любопытстве, которое основано в том, что от любопытствующего скрыты собственные возможности будущее и оно концентрируется на настоящем.

Таким образом, при анализе временности экзистенциалов всегда присутствуют все три временных экстаза будущее, прошлое, настоящее , хотя приоритет в каждом из экзистенциалов различен: На это указывает например О. В этой же статье Никифоров О. Но чем же тогда различны эти периоды творчества Хайдеггера? Многими исследователями эта лекция считается одной из важных составных частей философии Хайдеггера См. Согласно Хайдеггеру, метафизический вопрос отличается от любого другого тем, что, во-первых, он захватывает, то есть ставит под вопрос самого спрашивающего, и во-вторых, он выходит за пределы сущего в целом, что как раз является основным движением метафизики, понимаемой как , то есть возвышение над сущим как таковым.

Мартин Хайдеггер глазами Пиамы Гайденко

Не следует ли тогда феноменологию, желающую решать проблемы объективного бытия и выступать в качестве философии, заклеймить позором трансцендентального солипсизма? Я не случайно привел его слова в эпиграфе — мы к ним еще вернемся. Правда, нет, наверное, более занудного автора — засыпаешь на второй странице.

Наибольший страх вызывает размывание данных границ. С этим связан феномен жуткого в психоанализе (Фрейд) и экзистенциализме (Хайдеггер).

Мы завершим наш ретроспективный обзор, обратившись к еще двум нашим современникам, дело жизни которых, хотя оно еще не окончено, но в своих основных чертах уже, по-видимому, состоялось, уделяет как раз интересующей нас сейчас проблеме ничтожного специфически интенсивное внимание. Это Мартин Хайдеггер [, — прим. Они и в самом деле стоят рядом, лишь повернувшись спиной друг к другу.

Но все же они стоят рядом друг с другом, и мы должны выслушать их обоих, если хотим разобраться сейчас с тем воззрением на ничтожное, которое — спустя полных два столетия после Лейбница и полные сто лет после Шлейермахера — стало характерным для десятилетий двух мировых войн, для нашего времени. Злободневность с ее якобы неминуемо требующими признания позициями и критериями не есть мера всех вещей.

И так называемая экзистенциальная философия нашего времени, в той или иной особой форме, определенно не есть та философия, за которой больше не будет никакой другой, и которой мы должны уделять здесь большее или вообще все наше внимание. Не будем забывать о том, что в эпоху Гегеля многие предавались подобной иллюзии о якобы окончательном значении именно его учения, причем были в этом еще больше уверены, а быть может, имели на это и большее право.

В занятиях богословием нужно все же иметь больше выдержки и не делать программной установкой следование господствующим в настоящее время философским течениям, сколь бы ни было велико наше собственное участие в них, не позволять им предписывать нам концептуальных позиций или хотя бы авторитетно корректировать таковые. Но ничто не мешает тому, чтобы мы позволяли сегодня обращаться к себе и типичному для сегодняшнего дня философскому мышлению и, насколько это возможно, учиться у него.

Вопрос 41. Проблема сущности человека (Маркс, Хайдегер, Сартр, Фрейдизм) – на экзе 1 из 4

Вперед Таким образом, при анализе временности экзистенциалов всегда присутствуют все три временных экстаза будущее, прошлое, настоящее , хотя приоритет в каждом из экзистенциалов различен: На это указывает например О. В этой же статье Никифоров О.

Как отмечает сам Хайдеггер, еще Блез Паскаль (Pascal, ) обратил 21 Термин Хайдеггера"Angsl" переводят словами"страх","ужас".

Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытие-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. Европейская философия, Немецкая философия.

Ошо. Корень всех страхов. Что такое страх. Читает Nikosho