Эстетический идеал, его эволюция и роль в освоении реальности.

И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. В частности, на это обратил внимание Л. Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякого рода. Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией. По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Оказывается, что иллюзии жизни равны ей самой, граница между воображаемым и реальным — проницаема. В обыденной жизни витальная сила искусства рождает такого рода оценки:

Основные эстетические категории

Эстетика как философская дисциплина. Термин - Александр Баумгартен Эстетика — это философия прекрасного и философия искусства. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы:

Эстетика искусства. самаритянина» Рембрандта дает Гёте. Может быть, великий писатель несколько утрировал страх раненого, которому будто бы.

Экономические и социальные перевороты, набирающий мощь технический прогресс в конце в. Общим знаменателем мировоззренческих споров, разгоревшихся в в. Политики, философы, теоретики искусства отмечали, что безвозвратно уходят в прошлое не только прежние формы быта, социально-политической организации общества, но и сама система духовных ценностей требует радикального пересмотра. Кризисность -основная характеристика культуры ХХ в.

Фиксация кризиса в сознании людей, современной им эпохи, может быть дана не только в философских понятиях и в общественном настроении, отмеченном пессимизмом, но и в конкретных художественно-поэтических произведениях. Искусство всегда выступает как наиболее яркий показатель едва наметившихся, еще неосознаваемых тенденций в культуре, поскольку оно связано не столько с внешними формами, сколько с ментально-духовным уровнем. Кризис искусства выступает как симптом общекультурного надлома, и, как правило, знаменует смену стилей, отмирание старых и зарождение новых эстетических канонов, в результате чего, изменяются механизмы и формы реализации ценностей.

Развитие искусства в.

Сюжет, но не искусство, не мастерство французского художника. Эстетическое воспитание не может ограничиться историко-художественной информацией. Можно основательно изучить различные эпохи, художественные стили, хронологию искусства, пути его исторического развития и т.

Философская эстетика поставлена перед роковой альтернативой между глупой и .. В страх, испытываемый искусством перед искусством, который.

А именно к тому, что эстетика встала перед проблемой полного или частичного несоответствия своего традиционного понятийного аппарата тем сложным, нередко противоречивым процессам, которые идут в современном искусстве. Необходимая смена парадигм в эстетике затягивается. Говоря о зарубежной эстетике х, один философ аналогичное состояние эстетики назвал апатией, в которое она впала перед лицом художественной практики, представшей перед ней как голова Медузы с шевелящимися змеями. Выход и из нашей апатии искать необходимо.

Вполне вероятно, что микрофизика окажется для этого предпочтительнее, чем метафизика. Так, обращаясь к отдельным категориям и не сдавая позиций их аксиологического характера, возможно [] проверить их эвристические возможности на материале того нового, что приносит искусство. Показательной и поучительной для нас является, на мой взгляд, работа Ж.

Лиотара с категорией возвышенного, которой он попытался обозначить самые значимые черты развития современного искусства. В устремлениях современных художников Лиотар особо выделяет желание уйти от репрезентации, предметности, вырваться за пределы представимого в необъятные просторы непредставимого, что всегда соблазняло искусство и что в новых формах принёс авангард, с чем нельзя не согласиться.

Второй чертой, достаточной вкупе с первой для определения особенностей современной художественной практики, Лиотар считал присутствующую в ней тревожность и чувство страха.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность (2)

Художественное творчество как образное мышление и как рождение особой реальности. В истории эстетической мысли сложились две трактовки художественного творчества: Нельзя пренебрегать ни онтологической, ни гносеологической составляющей творчества.

Эстетические понятия в ходе художественного развития человечества нередко перерастают в категории. Прелестное использовалось искусством Возрождения как аргумент против Ужасное внушает не страх, а ужас.

В миг высшей жизни она в нас страждет, ждет нас и жаждет — и плачет в нас Даже через образ смерти композитор утверждает красоту жизни. Для трагедии смерть — момент истины, когда отчетливей проступают правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования. Большое искусство всегда нетерпеливо ждет грядущего. То, что Гегель называл трагической виной героя, есть удивительная способность жить, не приноравливаясь к несовершенству мира, а исходя из представлений о жизни, какой она должна быть.

Это чревато пагубными последствиями: Эта стремящаяся к высшей гармонии мира личность, силой сопротивляясь насилию, вносит в мир новую дисгармонию, рождает новое сопротивление сила против силы.

Специфика эстетического отношения к действительности.

Своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами Исключительного напряжения вся эта живопись потребовала и от художника. Она убеждает, во-первых, своей абсолютной адекватностью грозному бушеванию вселенского хаоса, в котором все настолько ужасно, что становится по-своему величественным рождает опять-таки граничащее со священным трепетом восхищение художником, который рискнул, очертя голову, броситься в самое средоточие беснующегося мрака и не только не утонул в нем, но осилил и подчинил его разнузданность энергии своей кисти, замесившей и как кнутом исхлеставшей корчащиеся на стенах чудовищные формы.

Отсюда возникало глубоко впечатляющее ощущение титанического сражения живописца с им же самим вызванными к жизни стихиями.

Национал-социализм имеет истоки в искусстве. , «безобразное» и , «страх») – страх и нетерпимость по отношению ко всему.

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций первой половины века особо выделяются: Феноменологическая эстетика начала века была разработана немецким философом Эдмундом Гуссерлем Феноменология в собственном смысле слова — есть учение о предметах феноменах в их чувственном восприятии. Определяющим в феноменологическом учении является теория интенциональности, которая тесно связывает сознание и предмет познания. Гуссерль понимал интенциональность как такое свойство сознания, которое полагает предмет в самом сознании.

Поэтому прежде чем сознание направляется на предмет, оно уже имеет этот предмет в себе. Определяя сознание как всеобъемлющую категорию, Гуссерль объявляет единственным способом постижения истины интуицию. Наиболее яркое выражение эстетический феноменологический анализ получил в трудах польского ученого Романа Ингардена Основным видом искусства, который детально анализировал философ, была литература. Именно ей были посвящены самые крупные исследования: Ингарден детально анализирует феномены литературы, музыки, живописи.

Его менее всего волнуют социальные аспекты бытия художественной культуры. Главным является рассмотрение произведения искусства как чисто идеального объекта, имеющего свое строение и способ существования.

Эстетика - реферат

Перефразируя Декарта, можно сказать: Экзистенциальный страх открывает мне бессмысленную ничтожность моих повседневных боязней, опасений, тревог моего повседневного существования. Искусство структурирует, укладывает, упорядочивает, упаковывает. Оно перераспределяет негативную информацию.

страх и сострадание трагическому действию» - это: а) мимезис; б) катарсис; . Эстетика и искусство ренессанса подчеркивают: а) ограниченность.

Дегуманизация искусства Испанский философ Х. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает Х. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.

Прежде всего философ констатирует разрыв между новым искусством, ориентированным на игру и уподобляющимся спорту, и старым искусством, претендовавшим на спасение человеческого рода и потому приравнивающим себя к таким серьезным сферам, как, например, религия или государственная деятельность. Именно в силу особого статуса в старом искусстве художник уподобляется пророку, основателю новой религии, государственному деятелю.

Новое искусство возвращает к имевшей место еще у романтиков иронии. Собственно, такое отношение к искусству как к разновидности спорта связано с актуализацией в Европе нового мироощущения, в основе которого — культ юности. Смысл этого философ передает фразой: Новое мироощущение, естественно, повышает роль чувственного начала в искусстве, о чем свидетельствует, например, распространение зрелищ и, в частности, кино, в которых эстетическая форма не утрачивает связи с живой реальностью, наоборот, повышает ее значение до такой степени, что это начинает угрожать традиционным формам духовности.

Тем не менее, фиксируя эту особенность нового стиля жизни, определяющего и пафос нового искусства, Х. Ортега-и-Гассет оказывается непоследовательным, а выделяемые им признаки нового искусства не превращаются в систему.

Эстетика в искусстве

На первый взгляд она не нужна даже художнику. Как мольеровский Журден однажды узнал, что он всю жизнь разговаривал прозой, так и поэт может внезапно обнаружить, что он всю жизнь творил по законам эстетики, не ведая того и не зная, каковы они. Но значит ли это, что эстетика -- наука бесполезная? Правда, он может интуитивно применять ее законы, не постигнув их в теоретической форме, а добыв из самого художественного процесса, из опыта предшест-венников и современников.

Однако такое постижение, не подкреп-ленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие про-блемы.

В сущности теорию искусства эстетика Платона не обнимает вовсе. Трагедия «посредством страха и сострадания производит.

Современные психоаналитические исследования позволяют открыть междисциплинарное пространство. Психоаналитический дискурс проникает в такие области как политика, философия и даже математика. Данная статья посвящена психоаналитическому прочтению области эстетики. Следуя извилистым линиям повествования Гофмана, первое, что можно обнаружить - это знакомые кастрационные сюжеты. Чувство жуткого непосредственно связано с Песочным человеком и с представлением о том, что он может похитить глаза юного героя Натанаэля.

Из психоаналитического опыта известно, что боязнь повредить глаза у детей, да и многих взрослых, повергает в страх. Нечто хранить как зеницу ока, эта осторожность, выраженная в превосходной степени, сопровождает человека по жизни.

Эстетика века

Впервые его ввёл в обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен — Он выделял три сферы духовного мира человека: Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен , уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой. Баумгартен положил начало традиции сведения чувственного восприятия к характеристике двух явлений — прекрасного и искусства как сфере наивысшего проявления красоты.

Английские романтики разработали свою эстетику творчества и поэт должен уметь вызвать в читателях чувство страха и страдания.

Множественность целей искусства полифункциональность 1. Преобразующая функция искусство как деятельность. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья. Романы Льва Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями в.

Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы, создав художественный мир, непохожий на окружающий. Однако преобразующее воздействие искусства особенно ощутимо в переходные эпохи.

Эстетика и теория искусства века. Хрестоматия ( Коллектив авторов)

Определение реакций опор и моментов защемления Специфика эстетического отношения к действительности. Эстетика — это раздел философии изучающий особенности чувственного эстетического восприятия мира, а также сущность искусства, как одной из форм эстетического освоения действительности. Чувственно-эстетическое восприятие мира включает в себя способность переживать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, получая определенное наслаждение, удовлетворение от созерцания этих явлений.

мании ужасание перед безобразным и страх/интерес/преклонение перед эстетике долгое время оставалась оппозиционной по отношению к кате- зирует безобразное в природе, в духовной сфере и в искусстве (а также.

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают В. Эксплицитная эстетика — самостоятельный раздел философии Имплицитная эстетика — полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внутри других дисциплин. Античная эстетика[ править править вики-текст ] Историю эстетики обыкновенно начинают с эпохи античности. Уже пифагорейцы интересовались природой такой фундаментальной эстетической категории как красота , которая отождествлялась с гармонией и числовой пропорцией.

Отдельные фрагменты эстетической рефлексии представлены и у других греческих философов, например, у Демокрита , который отметил подражательный характер искусства. Софисты Горгий подчеркивали относительность категории прекрасного [12]. В диалоге Пир прекрасное ассоциируется с вожделенным, объектом Эроса. В диалоге Ион подчеркивается мистический, иррациональный характер вдохновения как основы искусства, тогда как в" Государстве" основой искусства предстает мимесис. Другим значительным представителем античной эстетики был Аристотель , автор трактата Поэтика.

Суммируя сказанное своими предшественниками, он отмечает существенность чувства в постижении прекрасного и катарсиса как результата этого постижения [13]. Эстетическая тема востребована и у эллинистических философов. Цицерон выдвигает идею" декорации" лат. Также он настаивал на многообразии красоты: Определенное развитие пифагорейской эстетики осуществляет Витрувий , когда пишет о соразмерности и целесообразности как ключевых моментах красоты.

Урок движения. Сценическое движение. Тренер - заслуженный артист России Дмитрий Бозин